Страницы

пятница, 4 декабря 2015 г.

Project Zero: Maiden of Black Water (Wii U, 2015)

Итак, мы дождались. The Earth is no more. В eShop появилась Xenoblade Chronicles X, всех поздравляю. Но я предзаказал ограниченное издание, которое совершенно точно приедет в Россию не раньше 11 декабря, так что присоединюсь к отряду "Строителей Наследия После Уничтожения Земли" чуть позже.

А сегодня, как и обещал — Project Zero: Maiden of Black Water.

Это пятая часть серии Project Zero, известной также под именем Fatal Frame (в Северной Америке). Должен сказать, если вы играли хотя бы в одну часть, то вы играли во все. Всё та же проклятая гора, всё та же камера обскура, всё те же заброшенные дома с полузатопленными подвалами, выводящими в мистические ритуальные подземелья.
Единственный на сегодняшний день хоррор, не превратившийся в Call of Duty, или чешский клон Call of Duty.
Даже ходят слухи, что те, кто поиграет в ограниченное издание, услышат звонок, и страшный голос скажет им, что они умрут через семь дней. Это точно, через семь дней я буду окончательно потерян для этой жизни.

Игру разрабатывала Tecmo Koei со всеми вытекающими... Движок Dead Or Alive 5 и Аянэ.


Да, Аянэ. И, нет, не просто как камео, а как ИГРАБЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ. По личной просьбе геймдиза Ёсуке Хаяси.
И, да, в сюжет она не вписывается. Вообще никак. Касуми бы лучше подошла. Но, к сожалению, модельку Касуми уже использовали для Мику!

В некоторых изданиях пишут, что новую часть Project Zero ждали целых десять лет. Это не совсем так, потому что четвёртая часть вышла в 2008 на Wii, но ТОЛЬКО В ЯПОНИИ. (Впрочем, также, как я пишу, что мы давно ждали Xenoblade Chronicles X, хотя в Нихоне в неё уже играют с весны. LOL.)

Сразу скажу, что у игры относительно низкие оценки только потому, что за 15 лет она практически не изменилась. Разработчики не пытались перевернуть геймплей с ног на голову, а потому не запороли в принципе хорошую и работающую идею. Это плюс. Разработчики так и не научились рисовать эмоции на лицах персонажей (при том, что это ужастик) и прописывать им адекватное поведение в сценарии, отгораживаясь временным помутнением сознания в связи с одержимостью духами. Это минус.
Сюжет можно поругать за некоторую нелогичность, повторность и вообще стереотипность, но на фоне последних... КХЕМ!... "художественных произведений", я даже рад, что в нём отсутствуют ВНЕЗАПНЫЕ сюжетные повороты и концовка в стиле Deus Ex Machina. Сюжет полностью предсказуем примерно в районе четвёртой главы (из 14), но я, если честно, ожидал до самого конца, что он потеряет адекватность и начнёт толкать какую-нибудь мутную речь про паразитов...

И оборвётся на самом интересном месте. Да, Кодзима оставил нам шрам, который ещё долго не заживёт.


Геймплей, как я уже упомянул, не претерпел значительных изменений, и следующий абзац одинаково хорошо рассказывает о ВСЕХ пяти частях Project Zero сразу.
Главный герой имеет камеру обскуру — это такой фотоаппарат, который умеет снимать "невидимое глазу", а конкретно — души. Неупокоенные души, которые бродят тут и там по проклятым лесам/горам/брошенным домам/вставьте свой вариант, можно "ловить" на специально подготовленную для этих целей плёнку. Выражаясь игровыми терминами, фотографирование наносит урон призракам. И это будет наше единственное оружие и единственная разновидность противников. Скучновато? Да, немного, но, к счастью, игра закончится раньше, чем успеет надоесть. Большую часть времени мы будем заняты исследованием, блужданием по лабиринтам лесов, пещер и домов, поиском всяких документов и ключей. То есть это больше квест. (КАК И ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ХОРРОР!!!) Правда, для квеста не хватает логических задач, которые действительно напрягают мозг.
Есть правда в Maiden of Black Water несколько мест, где, чтобы открыть дверь или ящик, надо найти определённую вещь, проявившуюся на фотографии. И хрен нам кто отметит крестиком на карте — ходи по всей локации и ищи, в какой комнате ты уже видел этот чёртов портрет! Вот за это плюс.

Персонажи Maiden of Black Water наделены особой способностью, называемой "теневым чтением". По фотографии предмета или человека они могут выследить этого человека по "спиритическому следу". Странно, что эта фича не работает в вышеупомянутых случаях, ведь есть конкретная фотография конкретной локации. (Одна из многочисленных нестыковок сюжета и реально происходящего на экране.) После нескольких глав я вообще перестал пользоваться этой подсказкой, ведь почти на каждом распутье и так появляется призрак, недвусмысленно намекающий, в какую сторону продолжать движение.
Да, есть призраки, которые нападают, а есть, которые просто появляются на короткий промежуток времени. Но их тоже надо успеть сфоткать для получения бонусных очков. В предыдущих частях они появлялись на какую-то долю секунды, и иногда за спиной, то есть они исчезали раньше, чем успеешь развернуть персонажа и поднять камеру, если только заведомо не знать, где именно они появляются. Надо отдать должное, в новой части персонаж сам поворачивается в нужную сторону, а камеру направить в нужную точку гораздо проще с помощью геймпада Wii U, да и призраки задерживаются на экране подольше.
Геймпад Wii U пошёл на пользу игре. Некоторые призраки умеют телепортироваться за спину, и раньше, пока развернёшься, призрак успеет атаковать. С геймпадом Wii U, который в ваших руках становится собственно камерой обскурой, развернуться можно гораздо быстрее, для этого, правда, придётся поднять жопу с дивана.


Кстати, разработчики хотели выжать из Wii U гораздо больше функционала. Например, предполагалось, что двумя аналоговыми стиками можно будет двигать предметы, в том числе ткань, открывать двери и ящики. Каким-то образом хотели задействовать микрофон, чтобы дуть в него.
Было бы запредельно круто, если бы после концовки включили на геймпаде камеру, показали игрока, а у игрока за спиной Чёрную Деву. Увы, нет. Ищите Spirit Camera: The Cursed Memoir на 3DS.

Наконец, собственно суть Чёрной Воды. Благодаря движку DOA5 персонажи промокают. Ну да, в наше время не намокающая модель в игре уже выглядит отстало. Но впервые (кажется) это не просто спецэффект, а важная составляющая геймплея. Вода, как известно, является идеальным проводником, особенно в потусторонний мир. Посему специальный индикатор показывает, если можно так выразиться, "уровень намоченности", помимо того, что это видно на самом персонаже.

Вы хотите это знать, я уверен. Да, у Юри просвечивал лифчик. Да, физика грудей, в том числе у призраков(!), соответствовала движку Dead Or Alive 5. В Европе это зацензурили, при этом оставили рейтинг 18+. И также убрали купальные костюмы для девушек. Вместо них теперь платье Зельды и нуль-костюм Самус Аран. СПАСИБО, NINTENDO OF EUROPE!


Итак, мокрый персонаж наносит больше урона призракам, но и призраки наносят больше урона ему. Кроме того, чем вы мокрее, тем больше шансов, что появится очередной агрессивный призрак (Random Encounter, ага). А девы или жрицы могут наносить постепенный урон, вроде отравления (не лочьте камеру на их лице!). Мгновенно осушиться позволяет предмет Purifying Ember (Очищающие Угольки). Но вот незадача, в той местности частенько ИДЁТ ДОЖДЬ. Впрочем, быть постоянно мокрым не так уж страшно, как кажется — как я уже сказал, урон от камеры тоже увеличивается.
В общем, тема воды не раскрыта.

За экзорцирование духов получаем очки. Их тратим на прокачку камеры. Можно увеличить урон и скорость перезарядки. Мой совет — не тратьте очки на дальность! В игре НЕТ таких больших локаций, чтобы в этом был хоть какой-то смысл. Напротив, они будут ловить вас в тесных коридорах и маленьких комнатах, особенно ближе к концу игры.
Есть такая техника, которая называется Fatal Frame, в честь неё называется американская версия игры. Необходимо сфотографировать призрака в момент его нападения, причём как можно ближе к персонажу. Об этом оповещает красный индикатор. Fatal Frame наносит дополнительный урон (удвоенный, кажется) и отбрасывает призрака. Но вот незадача, помещения бывают настолько тесные, что Fatal Frame появляется ближе объектива камеры! Это FAIL.


В целом, Project Zero — годный атмосферный хоррор, и именно что АТМОСФЕРНЫЙ. Эти тёмные леса, эти прогнившие дома, эти полузатопленные подвалы навевают такой дух, какого я не видел со времён Silent Hill 2. Да, немного однообразный геймплей. Да, немного скучноватый и предсказуемый сюжет, за исключением двух-трёх, но тоже вполне клишовых, сцен. Но здесь нет безумной и бессмысленной расчленёнки. Нет моря крови. Нет глупого рельсового шутера. Нет, ПАРАЗИТОВ, СЫНОК.
Всё та же камера обскура, всё те же коридоры, всё те же духи. Если вам понравилась одна часть Project Zero, понравится и эта. Тем более, что у нас новых не было десять лет. Хотя, играть в эту часть или переиграть заново первую — наверно не будет никакой разницы.
И если сравнивать их между собой, Crimson Butterfly всё же покруче. Говорят, что четвёртая самая зрелищная, но для неё придётся переехать в Японию, либо научиться читать по японски и как-то поднять её на эмуляторе.

Оценки:
Видео 3/5
Не выжали всё, что могли, да ещё и прикрыли туманом свои косяки. Извините, но это было 15 лет назад, сейчас уже считается плохим тоном.
Аудио 4/5
Амбиент потрясающий, но озвучка персонажей просто отвратительная, ОСОБЕННО для японской озвучки.
Геймплей 3/5
1 за атмосферность, 1 за то, что не попортили оригинальную идею, 1 за использование геймпада Wii U, однако на этом всё.
Средний балл 3.3/5
или 67/100, что совпадает с мнением Metacritic.

P.S. В игре в качестве флешбеков показывают в духе японских ужастиков кат-сцены, будто воспроизводимые с жёваной видеокассеты. Чтобы добиться такого эффекта, разработчики реально купили за 100 йен VHS, записали на неё свои пререндеренные ролики, помяли плёнку, а затем получившийся результат снова оцифровали и вставили в игру.

P.P.S. Everyone dies. Even the bulb in this lamp is beginning to die.