Остаётся 21 день до появления в продаже Nintendo Switch, а я, возможно, в последний раз пишу обзор на игру для 3DS.
И это будет именно обзор, потому что я наконец-то недавно прошёл её!
Интересно, что примерно в одно время появилась новая необычная Shin Megami Tensei IV на 3DS и долгожданный ПК-порт Final Fantasy XIII, и у меня была тогда финансовая возможность выбрать только одну из них. В тот раз я выбрал Shin Megami Tensei. Final Fantasy в любом случае пришла ко мне чуть позже, и мы знаем, что из этого вышло:
https://alex-fiction.blogspot.ru/2015/03/13-final-fantasy-xiii.html
А между тем, Megami Tensei — старая серия японских ролёвок, сравнимая по возрасту с Final Fantasy (с прошедшим юбилеем, кстати!), многие годы не покидавшая пределы Японии, если не считать спин-оффа Persona. А! Знакомое название, правда?
Лучший эпитет для описания MegaTen, который я нахожу, это "Fallout по-японски". И под Fallout я понимаю не тот убогий недошутер, в который Bethesda превратила серию, а две первые части, авторства Black Isle Studios. Только вместо убежищ здесь — "небесное царство" в фэнтезийной стилистике. Но лучше начать с начала.
В конце XX века пытливые умы японских учёных построили портал... в ад. Из которого на Землю, а конкретно в Токио, сразу попёрли демоны. И устроили бы они нам армагедец, если бы один талантливый программист по имени Стивен не сумел поймать демона весьма необычным образом. Оказалось, что демонов можно оцифровывать. Сразу уточню, в самой первой игре серии демоны ловились на дискеты, в наше время уже используются смартфоны.
Ну и вот, собственно, ты — обычный японский школьник, который ловит демонов на смартфон и с их помощью побеждает более сильных демонов. "Покемоны же", — скажете вы и будете, в общем-то, правы. Разница в том, что покемонов мы выращиваем, и они эволюционируют, а демонов в Shin Megami Tensei мы можем скрещивать, а также учиться у них магии. И ещё у покемонов няшный анимешно-фэнтезийный мир, а здесь мрачный киберпанковский постапокалипсис.
Так вот, после вторжения демонов некая богиня (Megami) накрыла Токио гигантским куполом, снять который может только её возрождение (Tensei). Но нам на это большую часть времени наплевать, поскольку мы обычный японский школьник, который ловит демонов на смартфон. Строго говоря, в Shin Megami Tensei IV мы — "самурай" — воин фэнтезийного королевства, которое Б-г создал поверх того гигантского купола, который накрыл Токио, наводнённый демонами. И у нас есть "мистик релик" (по-нашему пип-бой), с помощью которого мы можем подчинять своей воле демонов, обитающих в подземельях, которые на самом деле башня, ведущая в Токио.
Не правда ли мозгоразрывающий сюжет? А ведь это только вступление.
Далее ключевое слово - "ВЫБОР". И поверьте мне на слово, во всех остальных RPG, где есть нелинейный сюжет и несколько разных концовок (разных, в смысле, отличающихся не только цветом), нет такого ВЫБОРА, какой реализован в серии Megami Tensei. А смысл, в общем-то, простой. У нас есть три друга: Уолтер (видимо, Дисней), Джонатан (ага, имя производное от Иоанна) и Изабо, они постепенно склоняют нас к одной из трёх сторон: Хаос/демоны, Порядок/ангелы и Нейтрал/люди. Казалось бы, боян, но я повторю ещё раз, ни в одной другой RPG все три ветви не проработаны настолько. Обычно есть "хорошая" концовка и "плохая" концовка. Здесь же, к какой бы стороне ты не склонился, всегда найдутся те, кто объяснит, почему ты не прав.
Поддерживаешь ангелов? Они лишают людей свободы воли. Поддерживаешь демонов? Они разрушают всё, чего коснутся. Поддерживаешь людей? Тебя будут бить и ангелы, и демоны вместе. Серьёзно. Есть шкала alignment (очевидно) в пределах от -100 до +100, которая скрыта от игрока. Соответственно, -100 это хаос, +100 это порядок. Чтобы получить нейтральную концовку, надо оставаться в диапазоне -8..+8, после чего завершить ВСЕ побочные квесты, дабы стать чемпионом Токио, после чего убить Б-га, после чего убить Дьявола. Без гайда под рукой это сделать практически невозможно. Должен сказать, что логика начисления баллов мне в некоторых случаях не совсем понятна.
Собственно, в геймплее скрыто и самое большое достоинство, и самый большой недостаток игры.
У нас есть пати из четырёх персонажей, которое состоит из главного героя и трёх призванных им демонов. Суть такова: вместо того, чтобы убивать демонов, мы можем с ними говорить. Мы можем убедить их прекратить бой, полечить нас, дать нам денег (отжать мобилу) или запрыгнуть к нам в смартфон и служить нам. Вместе с нами они получают опыт, открывают новые скилы, которыми могут поделиться с героем, и очень редко эволюционируют как покемоны в более сильных демонов своего класса. Другими словами, обоюдовыгодное соглашение!
Более простой и доступный способ получать сильных демонов - скрещивать их. Система скрещивания демонов как-то основана на их классе и уровне и настолько сложна, что нет в интернете толкового описания, как получить того или иного конкретного демона. Но в этом и прелесть! Здесь всё развлечение как раз в экспериментировании. Да, и самих демонов, как и покемонов, СОТНИ. И они взяты из реальных мифов и легенд разных народов и развиваются порой вполне логично.
Например, чтобы получить кельского героя Кухулина, надо скрестить его молодую форму — Сетанта — и ведьму (по другим данным богатыршу) Скатах, которая его обучала. Или надо скрестить Изиду и Осириса, чтобы получить... эм, Аттиса? Каким боком — он типа с Гором должен ассоциироваться? Нет, извините, слияние демонов в этой игре не имеет под собой совершенно никакой логики. :-P
А недостаток заключается в том, что 95% игрового времени вы проведёте за АДОВЫМ ГРИНДОМ. Да, гринд это вполне себе визитная карточка всех jRPG, но здесь, мне кажется, он выходит на какой-то невиданный доселе уровень. Наверно, только Disgaea может похвастаться большей степенью задротства, но то игра, ради этого и создававшаяся. Shin Megami Tensei IV - игра-то, в общем, короткая, но её прохождение может затянуться на 100 часов из-за того, что через каждые пять шагов на вашем пути возникает босс, и чтобы его победить, надо качаться на мобах, доступных в локации, которые дают совсем-совсем мало опыта. А даже если вы победите его так, то будете сильно недокачаны, когда придёте к следующему. И часто возникают такие ситуации, когда нам не дают даже вернуться в город, чтобы подлечиться и подкупить лучший шмот.
Для профессионалов существуют сочетания баффов/дебаффов и особых умений, которые могут, например, любому демону мгновенно снизить уровень здоровья до 1 HP. Но это игра в русскую рулетку с демонами, вероятность того, что победная связка правильно ляжет и не будет контратакована демоном, настолько мала, что проще давить их обычной атакующей магией. Посему безумное количество баффов и дебаффов в этой игре практически бесполезно. Или я такой нуб.
Отдельно о графике. Проблема вот в чём, добрая половина игры это бои и диалоги, выполненные в стиле визуальной новеллы. Бои при этом выглядят точно как двадцать пять лет назад в какой-нибудь Phantasy Star или тех же первых частях Shin Megami Tensei. Вид как бы от первого лица, перед нами неанимированные или минимально анимированные спрайты врагов и спецэффекты скиллов. И поймите меня правильно, монстры нарисованы красиво, эффекты нарисованы красиво, все это вкупе с интерфейсом, довольно простым и приятным, работает. Но, блин, выглядит же это всё, как любая поделка на RPG Maker! (См. "Сказание о Геркише")
2014, MOTHAF***A!
И в контраст этому — уровни, выполненные полностью в 3D. Убого. Отвратительно. Недостойно. Понимаю, конечно, что это наиболее правдоподобная передача ощущения олдскульных лабиринтов, как это было в Ultima, например. (Да, я такой старый, я помню Ультиму.) Но всё-таки в 2014 году можно уже делать получше.
ЕДИНСТВЕННЫЙ персонаж, которого мы видим на экране — это главный герой. И тот, мне кажется, мог бы содержать побольше полигонов. Все монстры выполнены в виде хаотичного облака голубых пикселей. О! Иногда встречаются в подземке люди. Но в них так мало полигонов, что даже Final Fantasy VII покраснеет от смущения. В общем, то ли они не успели эту часть как следует сделать, то ли... ЗАЧЕМ?! Неужели нельзя было оставить всё в 2D? Пускай олдскул! Пускай Алекс сказал бы, что точно такую же игру он мог бы сделать на RPG Maker. Извиняюсь, не мог бы, а СДЕЛАЛ. Но нет, ведь надо было как-то оправдать использование 3DS!
И после этого видеть вот этот ролик новой Shin Megami Tensei для Switch, который выглядит так, будто его делали для Nintendo 64, потом забросили, а сейчас нашли где-то в архивах, сдули пыль и решили-таки выпустить. Atlus разочаровывает.
The World Ends With You выполнен в 2D, но посмотрите, как я о нём отзываюсь:
https://alex-nintendo.blogspot.ru/2014/10/the-world-ends-with-you-ds-2008.html
И надо бы оценочку поставить. Давно я этого не делал, уже позабыл как. :)
Видео 3/5
Да, к сожалению, графика говно. Постарались только художники, рисовавшие спрайты. Ну, и интерфейс довольно приятный. Остальное плохо, очень плохо.
Аудио 5/5
В принципе, у меня нет возражений ни против музыки, ни против звуковых эффектов. Озвучка так и вообще вытаскивает всю игру. Удивительно, но даже английская озвучка хороша.
Геймплей 4/5
Скорее на любителя. Поставил бы пять, если бы не гринд, безумный и беспощадный. Хотя, в принципе, лучше, чем Final Fantasy XIII, во всех отношениях.
Итого 4/5
Но с такой оговоркой — на любителя. Если вам нравятся задротные японские RPG и Токио и не смущает похабная графика, которая, по большому счёту, и не нужна была, то для вас это будет 5 с минусом из 5. Если вы не любитель гринда и сюжетных кат-сцен из почти статичных картинок, с закосом на аниме, то для вас это будет 3 с плюсом из 5.
И это будет именно обзор, потому что я наконец-то недавно прошёл её!
Интересно, что примерно в одно время появилась новая необычная Shin Megami Tensei IV на 3DS и долгожданный ПК-порт Final Fantasy XIII, и у меня была тогда финансовая возможность выбрать только одну из них. В тот раз я выбрал Shin Megami Tensei. Final Fantasy в любом случае пришла ко мне чуть позже, и мы знаем, что из этого вышло:
https://alex-fiction.blogspot.ru/2015/03/13-final-fantasy-xiii.html
А между тем, Megami Tensei — старая серия японских ролёвок, сравнимая по возрасту с Final Fantasy (с прошедшим юбилеем, кстати!), многие годы не покидавшая пределы Японии, если не считать спин-оффа Persona. А! Знакомое название, правда?
Лучший эпитет для описания MegaTen, который я нахожу, это "Fallout по-японски". И под Fallout я понимаю не тот убогий недошутер, в который Bethesda превратила серию, а две первые части, авторства Black Isle Studios. Только вместо убежищ здесь — "небесное царство" в фэнтезийной стилистике. Но лучше начать с начала.
В конце XX века пытливые умы японских учёных построили портал... в ад. Из которого на Землю, а конкретно в Токио, сразу попёрли демоны. И устроили бы они нам армагедец, если бы один талантливый программист по имени Стивен не сумел поймать демона весьма необычным образом. Оказалось, что демонов можно оцифровывать. Сразу уточню, в самой первой игре серии демоны ловились на дискеты, в наше время уже используются смартфоны.
Ну и вот, собственно, ты — обычный японский школьник, который ловит демонов на смартфон и с их помощью побеждает более сильных демонов. "Покемоны же", — скажете вы и будете, в общем-то, правы. Разница в том, что покемонов мы выращиваем, и они эволюционируют, а демонов в Shin Megami Tensei мы можем скрещивать, а также учиться у них магии. И ещё у покемонов няшный анимешно-фэнтезийный мир, а здесь мрачный киберпанковский постапокалипсис.
Так вот, после вторжения демонов некая богиня (Megami) накрыла Токио гигантским куполом, снять который может только её возрождение (Tensei). Но нам на это большую часть времени наплевать, поскольку мы обычный японский школьник, который ловит демонов на смартфон. Строго говоря, в Shin Megami Tensei IV мы — "самурай" — воин фэнтезийного королевства, которое Б-г создал поверх того гигантского купола, который накрыл Токио, наводнённый демонами. И у нас есть "мистик релик" (по-нашему пип-бой), с помощью которого мы можем подчинять своей воле демонов, обитающих в подземельях, которые на самом деле башня, ведущая в Токио.
Не правда ли мозгоразрывающий сюжет? А ведь это только вступление.
Далее ключевое слово - "ВЫБОР". И поверьте мне на слово, во всех остальных RPG, где есть нелинейный сюжет и несколько разных концовок (разных, в смысле, отличающихся не только цветом), нет такого ВЫБОРА, какой реализован в серии Megami Tensei. А смысл, в общем-то, простой. У нас есть три друга: Уолтер (видимо, Дисней), Джонатан (ага, имя производное от Иоанна) и Изабо, они постепенно склоняют нас к одной из трёх сторон: Хаос/демоны, Порядок/ангелы и Нейтрал/люди. Казалось бы, боян, но я повторю ещё раз, ни в одной другой RPG все три ветви не проработаны настолько. Обычно есть "хорошая" концовка и "плохая" концовка. Здесь же, к какой бы стороне ты не склонился, всегда найдутся те, кто объяснит, почему ты не прав.
Поддерживаешь ангелов? Они лишают людей свободы воли. Поддерживаешь демонов? Они разрушают всё, чего коснутся. Поддерживаешь людей? Тебя будут бить и ангелы, и демоны вместе. Серьёзно. Есть шкала alignment (очевидно) в пределах от -100 до +100, которая скрыта от игрока. Соответственно, -100 это хаос, +100 это порядок. Чтобы получить нейтральную концовку, надо оставаться в диапазоне -8..+8, после чего завершить ВСЕ побочные квесты, дабы стать чемпионом Токио, после чего убить Б-га, после чего убить Дьявола. Без гайда под рукой это сделать практически невозможно. Должен сказать, что логика начисления баллов мне в некоторых случаях не совсем понятна.
Собственно, в геймплее скрыто и самое большое достоинство, и самый большой недостаток игры.
У нас есть пати из четырёх персонажей, которое состоит из главного героя и трёх призванных им демонов. Суть такова: вместо того, чтобы убивать демонов, мы можем с ними говорить. Мы можем убедить их прекратить бой, полечить нас, дать нам денег (отжать мобилу) или запрыгнуть к нам в смартфон и служить нам. Вместе с нами они получают опыт, открывают новые скилы, которыми могут поделиться с героем, и очень редко эволюционируют как покемоны в более сильных демонов своего класса. Другими словами, обоюдовыгодное соглашение!
Более простой и доступный способ получать сильных демонов - скрещивать их. Система скрещивания демонов как-то основана на их классе и уровне и настолько сложна, что нет в интернете толкового описания, как получить того или иного конкретного демона. Но в этом и прелесть! Здесь всё развлечение как раз в экспериментировании. Да, и самих демонов, как и покемонов, СОТНИ. И они взяты из реальных мифов и легенд разных народов и развиваются порой вполне логично.
Например, чтобы получить кельского героя Кухулина, надо скрестить его молодую форму — Сетанта — и ведьму (по другим данным богатыршу) Скатах, которая его обучала. Или надо скрестить Изиду и Осириса, чтобы получить... эм, Аттиса? Каким боком — он типа с Гором должен ассоциироваться? Нет, извините, слияние демонов в этой игре не имеет под собой совершенно никакой логики. :-P
А недостаток заключается в том, что 95% игрового времени вы проведёте за АДОВЫМ ГРИНДОМ. Да, гринд это вполне себе визитная карточка всех jRPG, но здесь, мне кажется, он выходит на какой-то невиданный доселе уровень. Наверно, только Disgaea может похвастаться большей степенью задротства, но то игра, ради этого и создававшаяся. Shin Megami Tensei IV - игра-то, в общем, короткая, но её прохождение может затянуться на 100 часов из-за того, что через каждые пять шагов на вашем пути возникает босс, и чтобы его победить, надо качаться на мобах, доступных в локации, которые дают совсем-совсем мало опыта. А даже если вы победите его так, то будете сильно недокачаны, когда придёте к следующему. И часто возникают такие ситуации, когда нам не дают даже вернуться в город, чтобы подлечиться и подкупить лучший шмот.
Для профессионалов существуют сочетания баффов/дебаффов и особых умений, которые могут, например, любому демону мгновенно снизить уровень здоровья до 1 HP. Но это игра в русскую рулетку с демонами, вероятность того, что победная связка правильно ляжет и не будет контратакована демоном, настолько мала, что проще давить их обычной атакующей магией. Посему безумное количество баффов и дебаффов в этой игре практически бесполезно. Или я такой нуб.
Отдельно о графике. Проблема вот в чём, добрая половина игры это бои и диалоги, выполненные в стиле визуальной новеллы. Бои при этом выглядят точно как двадцать пять лет назад в какой-нибудь Phantasy Star или тех же первых частях Shin Megami Tensei. Вид как бы от первого лица, перед нами неанимированные или минимально анимированные спрайты врагов и спецэффекты скиллов. И поймите меня правильно, монстры нарисованы красиво, эффекты нарисованы красиво, все это вкупе с интерфейсом, довольно простым и приятным, работает. Но, блин, выглядит же это всё, как любая поделка на RPG Maker! (См. "Сказание о Геркише")
2014, MOTHAF***A!
И в контраст этому — уровни, выполненные полностью в 3D. Убого. Отвратительно. Недостойно. Понимаю, конечно, что это наиболее правдоподобная передача ощущения олдскульных лабиринтов, как это было в Ultima, например. (Да, я такой старый, я помню Ультиму.) Но всё-таки в 2014 году можно уже делать получше.
ЕДИНСТВЕННЫЙ персонаж, которого мы видим на экране — это главный герой. И тот, мне кажется, мог бы содержать побольше полигонов. Все монстры выполнены в виде хаотичного облака голубых пикселей. О! Иногда встречаются в подземке люди. Но в них так мало полигонов, что даже Final Fantasy VII покраснеет от смущения. В общем, то ли они не успели эту часть как следует сделать, то ли... ЗАЧЕМ?! Неужели нельзя было оставить всё в 2D? Пускай олдскул! Пускай Алекс сказал бы, что точно такую же игру он мог бы сделать на RPG Maker. Извиняюсь, не мог бы, а СДЕЛАЛ. Но нет, ведь надо было как-то оправдать использование 3DS!
И после этого видеть вот этот ролик новой Shin Megami Tensei для Switch, который выглядит так, будто его делали для Nintendo 64, потом забросили, а сейчас нашли где-то в архивах, сдули пыль и решили-таки выпустить. Atlus разочаровывает.
The World Ends With You выполнен в 2D, но посмотрите, как я о нём отзываюсь:
https://alex-nintendo.blogspot.ru/2014/10/the-world-ends-with-you-ds-2008.html
И надо бы оценочку поставить. Давно я этого не делал, уже позабыл как. :)
Видео 3/5
Да, к сожалению, графика говно. Постарались только художники, рисовавшие спрайты. Ну, и интерфейс довольно приятный. Остальное плохо, очень плохо.
Аудио 5/5
В принципе, у меня нет возражений ни против музыки, ни против звуковых эффектов. Озвучка так и вообще вытаскивает всю игру. Удивительно, но даже английская озвучка хороша.
Геймплей 4/5
Скорее на любителя. Поставил бы пять, если бы не гринд, безумный и беспощадный. Хотя, в принципе, лучше, чем Final Fantasy XIII, во всех отношениях.
Итого 4/5
Но с такой оговоркой — на любителя. Если вам нравятся задротные японские RPG и Токио и не смущает похабная графика, которая, по большому счёту, и не нужна была, то для вас это будет 5 с минусом из 5. Если вы не любитель гринда и сюжетных кат-сцен из почти статичных картинок, с закосом на аниме, то для вас это будет 3 с плюсом из 5.