Страницы

среда, 2 января 2013 г.

Обзор Nintendo Wii U: часть 1

Итак, вот она, моя ПРЕЛЕСТЬ. Первая в мире консоль восьмого поколения.
Я разделю обзор на две части: аппаратная часть и программное обеспечение.
Для большинства детишек (и их родителей) консоль/приставка – это некая коробочка, подключающаяся к телевизору, в которую вставляются игры. Мне же, как инженеру, более интересна именно её начинка.
Мастера из iFixit разобрали консоль на части и поставили 8 баллов из 10 по шкале ремонтопригодности. Их картиночками я и воспользуюсь.
Оригинал: http://www.ifixit.com/Teardown/Nintendo+Wii+U+Teardown/11796/1


Начнём с внешнего вида. Вот сама консоль Wii U.
Её габариты 46х172х269 мм – это чуть крупнее книги или чуть меньше упаковки 500 листов А4. Это вторая по величине приставка на сегодняшний день, лишь на пару сантиметров крупнее её предшественницы Wii.
Масса консоли – примерно 1,6 кг. При этом почти треть её массы приходится на оптический привод.

Ту сторону, в которую вставляются диски будем считать передней. На ней мы видим: очевидно, кнопку включения; кнопку eject для вытаскивания диска; собственно оптический привод; кнопка синхронизации; слот для SD-карты; 2 USB-порта – последние прикрыты сперва незаметной крышечкой (особенно на чёрной консоли).

Сзади имеем: жёлтый разъём питания; красный разъём для сенсорной планки; большой чёрный – это альтернативный видеовыход для подключения к AV, SCART или композитному видео (требует специальный переходник, сюда подойдёт кабель от Wii); HDMI, кабель есть в комплекте, даже в Basic Pack; и ещё два USB-порта. Охлаждается всё это одним 40 мм кулером, отверстия для забора воздуха находятся сбоку.

Диск Wii U, как и прежде, проприетарного формата, разработан, как и прежде, в сотрудничестве с Matsushita (по-нашему Panasonic), один из разработчиков, вообще говоря, стандартов DVD и BD. Диски Wii U изготовлены по технологии Blu-Ray и имеют объём 25ГБ, однако не совместимы со стандартом Blu-Ray. То есть, нет, фильмы нельзя смотреть. Как сказал Сатору Ивата: "Для этой цели итак существует предостаточно девайсов".

Консоль имеет ПОЛНУЮ обратную совместимость с Wii. Можно играть в игры Wii, в том числе загружаемые. Можно подключать все имеющиеся контроллеры: Wii Remote (Plus), Nunchuk, Classic Controller и Wii Balance Board. Для работы с Wii необходимо иметь пульт Wii Remote. К сожалению, геймпад Wii U не воспринимается как классический контроллер, на что я надеялся. С другой стороны, логично: Wii не должна никак поддерживать геймпад Wii U, что мы и наблюдаем.
Диски и аксессуары GameCube более не поддерживаются. (Напомню, у Wii была обратная совместимость.) Однако, Nintendo обещали, что загружаемые игры GameCube появятся когда-нибудь в eShop. На сегодняшний день таковые отсутствуют.




Теперь, самое интересное. Что у неё ВНУТРИ?
Трёхядерный процессор IBM с кодовым именем "Espresso". Предположительно, основанный на архитектуре PowerPC 750, техпроцесс 45 нм, тактовая частота 1,24 ГГц. Неграмотные люди сейчас воскликнут: "Фу, какой медленный!"
Во-первых, эта информация неофициальная, Nintendo не разглашает тактовую частоту. Во-вторых, я бы воскликнул иначе: "Как они умудрились с частотой в 2,5 раза ниже сравниться по производительности с Xbox360?" Частота не главное.
Видеочип AMD Radeon HD с кодовым именем "Latte", работающий на частоте 550 МГц. По неподтверждённым данным это аналог Radeon HD 5850. По другим источникам это Radeon HD 6770. Последнее сомнительно, так как консоль была задумана примерно в 2009 году, а ядро R9xx, использующееся в Radeon HD 6xxx, было выпущено только в конце 2010.

Технологическая прелесть консоли заключается в том, что CPU и GPU реализованы на одном кристалле.
Оба используют общую оперативную память. Посмотрим на материнскую плату.
Четыре чипа Micron D9PXV DDR3L-1600 (800 МГц) по 512 МБ, отмечены жёлтым. Итого мы имеем 2 ГБ памяти. Пропускная способность памяти 12,8 ГБ/с. 1 ГБ зарезервирован для операционной системы (вопрос: нафиг так много?) и недоступен для игр. И всё равно, это в 2 раза больше, чем у консолей предыдущего поколения.
Некоторые разработчики похвалили Nintendo за решение проблемы "узкого места" консолей PS3 и Xbox360 – задержек и низкой пропускной способности между процессором и памятью. Также большой объём памяти пригодится для загрузки текстур высокого разрешения. Вот только не видно пока, чтобы разработчики этими преимуществами пользовались.

Хорошая цитата из одной статьи: "При этом многие разработчики игр уверяют, что новая игровая консоль, если и не мощнее конкурентов в разы, то уж точно гораздо удобнее в плане разработки игр для нее".
Да, большинство. Кроме разработчиков Metro: Last Light, принципиально отказавшихся портировать игру на Wii U из-за того, что "ей не хватит мощности".
"Wii U оснащается ужасным, медленным процессором" – заявил технический директор 4A Games Олесь Шишковцов.
Хотя через пару недель Хью Бейнон (комьюнити-менеджер THQ) отрёкся от этого утверждения, сказав, что им предоставили только ранние девкиты Wii U, и они не углублялись в подробности.

Но, вернёмся к нашей картинке.
Оранжевым цветом отмечена 8 ГБ Flash-память от Samsung. В чёрной консоли на её месте стоит точно такая же 32 ГБ. Это единственное их отличие. Память можно наращивать при помощи SD или SDHC карт до 32 ГБ, либо внешних USB-устройств, в том числе жёстких дисков до 2 ТБ. Сколько же нам надо и зачем, я расскажу в следующей части обзора.


Вторая технологическая прелесть – всё это добро потребляет максимум 75 Вт. Эта цифра взята с блока питания: 15В умножили на 5А, получили пиковую мощность. На самом же деле энергопотребление составляет не более 45 Вт (говорят, что даже 32,8 Вт при полной нагрузке). Для сравнения, в ПК один только камень Core i7 последнего поколения (Ivy Bridge) потребляет до 77 Вт, не считая "урезанных" энергосберегающих версий. Самая "зелёная" на сегодняшний день консоль PlayStation 3 Slim потребляет чуть больше 90 Вт. А тут всего 45 Вт на всё.

Но вот о чём все почему-то умалчивают – это здоровенный блок питания консоли. Да, от него идёт длинный провод, и он лежит где-нибудь в незаметном месте, ближе к розетке. Но всё же. 46x69x148 мм, это примерно треть консоли. Я, конечно, понимаю, что там мощные фильтры и всё такое. Очень хотелось залезть и в него, но он закручен на две "звёздочки", которых у меня нет.



Ладно, а вот то, что делает Wii U не такой как все. Нашумевший геймпад Wii U. В своё время Nintendo Wii вынесла всем мозг своим необычным контроллером в виде пульта. На этот раз они пошли по пути наименьшего сопротивления.
Его габариты примерно такие: 23x135x229 мм.
Геймпад Wii U содержит вполне привычно расположенные элементы: D-Pad, два аналоговых стика, четыре кнопки A,B,X,Y, две верхних кнопки L,R, и два триггера ZL и ZR. Ну, ещё традиционные уже нинтендовские + и -, которые в большинстве случаев заменяют Start и Select, соответственно. Собственно, и подписаны они снизу как Start и Select. Кнопка включения позволяет дистанционно включать и выключать консоль. Маленькая красная кнопка синхронизации, чтобы консоль распознала контроллер. Кнопка TV – о ней лучше расскажу в следующей части. Кнопка Home, сами догадайтесь. И...

6,2-дюймовый сенсорный экран посередине. Уж если есть чему гордиться владельцам Nintendo, то тем, что у нас экран больше, чем у Vita. Хотя разрешение его меньше: 854х480. И он резистивный, что я считаю скорее плюсом. Это значит, что можно взять стилус (который в геймпаде есть, кстати), или вообще любую ручку или палочку вместо стилуса, и рисовать на нём с довольно высокой точностью. Хотя точность тут оставляет желать лучшего. Тем не менее, для резистивного экрана он довольно чувствительный. По ощущениям ничем не хуже планшета. Мультитач, естественно, отсутствует.

А что ещё есть на геймпаде? Лучше скажите, чего нет.
Микрофон, стереодинамики, камера, разъём для наушников, гироскопы, акселерометры, инфракрасный порт.
Снизу, между пластинами для подзарядки на специальной подставке, находится "разъём для аксессуаров". Ой-ёй, похоже, Nintendo собирается ещё чем-то дополнять этот контроллер. (Например, Wii U Zapper.)
Под левой рукой чуть ниже крестовины изображён, скажем так, "таинственный символ". Это приёмник NFC, Near Field Communication, "Коммуникация ближнего поля". Наподобие того, что используется в игре Skylanders Giants. Только вот в уже вышедшей Skylanders Giants для Wii U используется точно такой же Портал Силы®, что и для остальных платформ. Так что на момент запуска приёмник NFC в геймпаде Wii U является совершенно бесполезной вещью.


По заверениям разработчиков, геймпад работает 5-6 часов. Поначалу, он держался меньше, но после нескольких циклов перезарядки, я начал наблюдать, что заряда часов на 5 действительно хватает. Можно, конечно, включить зарядку и продолжить играть, но тогда он греется, что не есть хорошо. С другой стороны,
НЕ ИГРАЙТЕ БОЛЬШЕ ЧАСА! ДЕЛАЙТЕ 15 МИНУТНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ.
И, пока вы не играете, пускай контроллер заряжается. Вот тут и пригодится зарядная подставка.

Геймпад Wii U связывается с консолью по проприетарной беспроводной связи, разработанной Nintendo вместе с Broadcom на основе протокола 802.11n, с частотой 5125-5225 МГц. Я называю её Wii-Fii. ^_^
С остальными причиндалами консоль Wii U общается так же, как Wii, по самому обыкновенному bluetooth.
Зона покрытия 5 ГГц связи и bluetooth почти одинаковые (хотя первая теоретически должна быть посильнее). У меня в пределах одной комнаты приём безупречный, в соседней комнате в дальнем углу уже сигнал пропадает. Сразу скажу, есть такая особенность у геймпада Wii U, которая позволяет выводить изображение только на него и играть без телевизора, но не уходя далеко от самой консоли. Правда, работает это не во всех играх. Например, ZombiU требует взаимодействия телевизора и геймпада.

По ощущениям, геймпад тяжеловат. Его масса нигде не указана, на ощупь я бы дал грамм 300, не больше. Но, в принципе, мне даже нравится, когда геймпад потяжелее, так он крепче лежит в руках. Держать его в целом удобно, но почему-то хочется класть указательные пальцы на триггеры ZR и ZL, хотя они сделаны под средние. Я из-за этого первое время даже не мог понять, что там выше есть ещё две кнопки. Отдельно выражу благодарность Nintendo за четыре основные кнопки A,B,X,Y – они высокие и жёсткие. А вот триггеры, напротив, слишком мягкие. Но это, конечно, зависит от игрока и игры.

Не буду устраивать сравнительный анализ и говорить, что лучше, а что хуже. Но хочу заметить, что игры, портированные с других консолей, стандартная попса, типа Assassin's Creed, Call of Duty или Mass Effect, по-любому будет выглядеть ХУЖЕ. Нужна эта консоль для таких игр, которые делаются специально под неё, вроде New Super Mario Bros. U, ZombiU и грядущего Rayman Legends. Либо для таких вещей как Wii Fit или Wii Sports. То есть, как обычно для Nintendo, для узкого круга любителей. Хотя Wii U задумывалась именно для того, чтобы вырваться из "казуальной аудитории". Поживём – увидим, как говорится.

Впрочем, о софте и более подробно о функциональности геймпада я хочу рассказать в следующий раз. А на сегодня пока всё.

Источники: Wikipedia.org, iFixit.com, WiiUDaily.com3DNews.Ru, 24Gadget.Ru, compblog.ilc.edu.ru и ещё несколько форумов, на которые ссылки я уже потерял. ^_^