Страницы

пятница, 16 ноября 2012 г.

New Super Mario Bros. (DS, 2006)

Я вот о чём размышлял.
В 1985 году на консоли Famicom/NES вышла игра, которая утвердила стандарт 2D-платформера, сделав его самым популярным жанром на следующий десяток лет, а её главный герой стал символом компании Nintendo. На волне бешеного успеха не заставило себя ждать и продолжение. В частности, Super Mario Bros 3 по сей день фигурирует на первых строчках в списках "Величайших игр всех времён".
Затем, наступила эра 3D, и появился Super Mario 64, а чуть позже Super Mario Sunshine, но это уже совсем другая история...
Классический двумерный Super Mario дважды возвращался на портативные консоли, сначала на Game Boy Color, потом на Game Boy Advance. С выходом Nintendo DS, видимо, совесть замучила японцев, и они решили, что не стоит перевыпускать тоже самое в четвёртый (или уже в пятый? Я сбился...) раз. Хотя на Wii они это сделали. Но это тоже другая история.
Итак, 20 с лишним лет спустя появляется игра с приставкой New.


It's me, Mario!

На первый взгляд это та же самая Super Mario Bros 3.
Марио путешествует по карте Грибного Королевства, состоящего из 8 миров, по 10 уровней в каждом. В конце каждого мира находится уровень Замок, где Марио должен победить Боузера-младшего. А в конце вернуть похищенную Принцессу Пич. По пути ему встречаются всё те же гумбы, купы, растения-пираньи и т.д. Марио всё так же разбивает кирпичики, собирает монетки и находит бонусы: гриб, делающий Марио большим; огненный цветок, позволяющий стрелять огненными шарами; звезда, делающая Марио временно неуязвимым. На карте встречаются домики Тоада, где можно получить жизни или бонусы.
И, конечно, много-много секретов, сюрпризов и, с позволения сказать, чистого нефильтрованного FUN'а.

Помимо этого игра содержит великое множество отсылок к предыдущим частям. Даже уровень, оформленный в стиле самой первой аркадной Mario Bros (которая даже ещё не Super).
Непременно в конце будет Боузер (aka король Купа), которого надо будет сбросить в яму.


What's NEW?

В 1988 году разработчики Nintendo выжали из NES всё, что можно, и даже то, что нельзя, однако, они всё равно были связаны некоторыми техническими ограничениями (я имею в виду сейчас Super Mario Bros 3). Nintendo DS же в плане 2D-платформера — проще сказать, что она НЕ может, чем на что она способна.
Марио и его противники стали объёмными, их анимация стала более разнообразна и детализирована. (Особенно доставляют танцующие под музыку купы.) Марио теперь может лазать по верёвкам, которые прогибаются под его весом, раскачиваться на лианах. Находясь на дереве, Марио колеблется и падает, если находится там слишком долго.

В игру перекочевали некоторые элементы из 3D игр: тройной прыжок (triple jump), прыжок от стены (wall jump) и удар о землю (ground pound).

Из Super Mario 64 DS в игру попали многочисленные мини-игры, доступные теперь в многопользовательском режиме. Кроме них можно вдвоём играть друг против друга, стараясь собрать как можно больше звёзд на одном из пяти специальных уровней. К сожалению, игре не достаёт кооперативного прохождения.


Три главных нововведения New Super Mario Bros:
Мини-гриб, делающий Марио ещё в половину меньше размера маленького Марио. Мини-Марио может прыгать выше, бегать по поверхности воды и залезать в маленькие трубы, что требуется прежде всего для открытия секретных локаций, уровней и даже миров.
Мега-гриб, делающий Марио величиной почти в весь экран. Мега-Марио неуязвим для любых атак, он сносит ВСЁ на своём пути. При этом снесённые враги, кирпичики, трубы и т.п. превращаются в монетки. Количество сбитых объектов заполняет специальную шкалу. Действие мега-гриба ограничено по времени, и, когда оно проходит, в соответствии с заполненной шкалой появляется несколько грибов 1UP.
Голубой панцирь. Чертовски редкий айтем. Его можно получить только рандомно в красном домике Тоада, или от братьев Хаммер. Он превращает Марио в Shell Mario (типа костюм братьев Хаммер), который позволяет спрятаться в панцирь – в таком виде Марио становится неуязвим для всех атак. Технически, это новый бонус, хотя он очень похож на Hammer Mario из Super Mario Bros 3, за исключением того, что здесь он не позволяет кидаться молотами.

На каждом уровне есть три больших монеты со звездой. Нечто похожее было ещё в Super Mario 64 (звёзды). Монеты со звездой тратятся на открытие проходов на карте мира к домикам Тоада или к новым уровням. После прохождения игры над уровнем 1-1 появляется голубой домик Тоада. В нём за 20 монет можно купить новый бэкграунд для нижнего экрана. На то, чтоб собрать все монеты (240), уйдёт ещё немало часов геймплея. Так что, как всегда, у Марио просто сумасшедший фактор реиграбельности. Игра, которая не надоедает практически никогда.
К сожалению, всё, что мы получим за сбор всех 240 монет со звездой — это вторую звёздочку к сэйв-файлу, и нам типа скажут "ты молодец". Извините, если кого расстроил.

Ну, и, не забыть бы упомянуть про главную особенность DS — второй экран. Здесь он служит для отображения прогресса уровня, количества очков, собранных монет со звездой, а также здесь находится копилка: в ней можно хранить один запасной бонус и использовать его в любой момент. Последняя фича, кстати, не нова, она появилась в Super Mario World. Только здесь она активируется пальцем — сенсорный экран же! И постоянно, так навязчиво над ней мигает надпись "Touch me". Ой, ладно вам, неужели я за 50 уровней не запомнил, что на картиночку можно пальцем нажать?


Что можно сказать плохого об этой игре? Да ничего! Такая же эпичная и знаковая игра, как упомянутые уже Super Mario Bros 3 и Super Mario World. Ограничена лишь относительной непопулярностью самой консоли Nintendo DS. (Хотя, наверно, не стоит так говорить о второй после NES по количеству продаж консоли Nintendo.) При этом New Super Mario Bros — самая популярная и третья по продаваемости игра на DS, её переплюнули только Pokémon Diamond и Pearl. (Я только не понял, считая их вместе или каждую по отдельности?)


Видео 5/5

Классический Марио с 2,5D-эффектом, с продвинутой анимацией. По тем временам и по меркам DS это была сногсшибательная графика. Хотя, может, я преувеличиваю. Как правило, кто покупает продукцию Nintendo, не гонится за графикой. Она здесь просто красивая, и этого достаточно.

Аудио 5/5

Ремиксы до боли уже знакомых композиций великого Кодзи Кондо, сочинённая молодыми бойцами Асукой Отой и Хадзимэ Вакаи, под строгим руководством Самого Кондо-сэнсэя.
Марио и Луиджи озвучивает Чарльз Мартине, Принцессу Пич озвучивает Николь Миллса, Боузера озвучивает Скотт Бёрнс и Боузера-младшего озвучивает Долорес Роджерс. И, кстати, это первая 2D игра про Марио с озвучкой.

Геймплей 5/5

Ну, что тут можно говорить о геймплее? Это по-прежнему эталонный 2D-платформер, хоть платформеры нынче и не в моде. Что интересно, Сигэру Миямото (с днём рождения, кстати) в разработке не участвовал, так как работал над Super Mario Galaxy. Правда, в 2006 году Миямото-сан в любом случае исполнительный продюсер всея Nintendo, участвует он или нет. Тем не менее, за верность традициям стоит похвалить Сигэюки Асукэ.


И, кстати, отдельно стоит похвалить того человека или людей, которые не дали игре дурацкое название, типа: Mario Forever, или Mario Unleashed, или даже просто Super Mario Bros (2006), я какбе намекаю...

В следующий раз: New Super Mario Bros 2 (3DS, 2012)!